Как работает автомобильный кондиционер?
Во многом принцип работы автомобильного кондиционера можно сравнить с такой известной и широко распространенной бытовой техникой, как холодильник. Правда, при этом само устройство имеет ряд серьезных отличий. Автомобильный кондиционер- это герметичная замкнутая система, в которой используется фреон, а также особое масло, которое не замерзает при самых низких температурах и может растворяться в жидком фреоне. Это масло в данной системе выполняет функцию смазки.
Пошагово работу типичного автомобильного кондиционера можно описать следующим образом: кнопка включения запускает электромагнитную муфту, благодаря чему металлический прижимной диск с характерным щелчком притягивается к шкиву, который запускается ремнем и работает вхолостую в то время, когда кондиционер не работает. В результате запуска компрессора сжимается находящийся в газообразном состоянии фреон. Это приводит к сильному нагреванию фреона, который по трубопроводу движется к конденсору (радиатору) и там охлаждается благодаря действию вентилятора, включающегося на первую скорость вместе с компрессором.
Во время езды конденсор дополнительно охлаждается за счет встречного воздушного потока. Когда газообразный фреон охлаждается, он начинает конденсироваться и уже в таком жидком состоянии выходит из конденсора. После этого жидкий фреон направляется к ресиверу-осушителю. Здесь фреон проходит фильтрацию и лишается грязи вместе с различными продуктами износа компрессора. Как правило, на этом ресивере или в непосредственной близости от него устанавливают специальный глазок, глядя через который можно оценить уровень жидкого фреона в системе. Впрочем, подобные глазки встречаются далеко не во всех машинах.
Очищенный после осушителя фреон движется дальше через терморегулирующий вентиль, принцип работы которого можно сравнить с соплом баллончика. Данный узел поддерживает необходимую разницу температур между выходящим из испарителя фреоном и температурой кипения хладагента. Испаритель представляет собой маленький радиатор, который охлаждается ледяным фреоном, а вентилятор уже передает от испарителя этот приятный холодок в салон. После прохождения испарителя фреон возвращается к компрессору и весь этот цикл повторяется. Чтобы система работала исправно в ключевых узлах расположены датчики, которые определяет давление в трубопроводах системы, скорость вращения вентилятора, отключают в случае необходимости компрессор и т.д.